Ответственность органов контроля за совершение нарушений при проведении проверок бизнеса

Уважаемые предприниматели!

Читинская межрайонная природоохранная прокуратура подготовила памятку на тему: «Ответственность контролирующих органов, их должностных лиц за совершение нарушений в ходе осуществления контрольных функций в отношении юридических лиц и ИП».

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  (далее — Федеральный закон  № 294-ФЗ) урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного и муниципального контроля, защиты прав юрлиц и ИП при осуществлении контрольных мероприятий.

В то же время, действующим законодательством РФ, наравне с дисциплинарной ответственностью, предусмотрена административная ответственность должностных лиц органов контроля за нарушение порядка организации и осуществления государственного и муниципального контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 294-ФЗ орган государственного контроля, муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения функций, обязанностей, совершения противоправных действий (бездействий) при проведении проверки несут ответственность в соответствии со ст.19.6.1 КоАП РФ.

Однако только грубые нарушения могут повлечь правовые последствия для должностных лиц органов государственного и муниципального контроля в виде признания результатов проведенных ими проверок недействительными и привлечения к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Статьей 20 Федерального закона № 294-ФЗ определен перечень грубых нарушений при осуществлении контрольно-надзорной деятельности:

1. К административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ могут быть привлечены должностные лица органов контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, за нарушение следующих требований законодательства:

  • проведение плановой проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 9 Федерального закона;
  • проведение внеплановой проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Федерального закона (не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год);
  • превышение установленных сроков проведения проверок (20 рабочих дней).
  • отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в отношении юрлица, ИП;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юрлиц, ИП и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

2. За совершение указанных действий должностным лицам органов контроля может быть объявлено предупреждение либо назначен штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

3. Более строгое наказание в виде штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. либо дисквалификация от 6 месяцев до 1 года предусмотрены ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ за совершение следующих нарушений:

  • повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 19.6.1 КоАП РФ;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроля;
  • непредставление акта проверки.

Обращаем Ваше внимание, что административные дела по ч. 1 и 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ возбуждаются исключительно прокурором. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

Помимо указанного выше, к грубым нарушениям относятся:

  • нарушение срока уведомления юрлица, ИП о проведении плановой (не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки) или внеплановой выездной проверки (за 24 часа);
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юрлицами и ИП, в отношении которых проводятся проверки;
  • проведение плановой проверки в отношении субъекта малого бизнеса, на которого распространяются «надзорные каникулы».

Их совершение не образует состава административного правонарушения, но может повлечь признание результатов проверки недействительными вышестоящим органом государственного контроля или судом на основании заявления юрлица или ИП.

Учитывая изложенное, своевременное обращение хозяйствующих субъектов за защитой нарушенных прав в органы прокуратуры, в вышестоящий орган контроля либо в суд способствует снижению административного давления на бизнес.