Уважаемые коллеги!

В аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае поступают массовые коллективные обращения предпринимателей с районов Забайкальского края в связи с введением с 1 июля 2019 г. в действие поправок в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 22.05.2003 N 54-ФЗ, предусматривающие введение кассовых аппаратов.

В этой связи разъясняем, что часть предпринимателей освобождены в полном объеме от обязанности применения контрольно-кассовой техники в связи со спецификой их деятельности, а часть предпринимателей освобождены от применения контрольно-кассовой техники только до 01 июля 2021 года. Приводим перечень указанных категорий предпринимателей.

I. Субъекты предпринимательской деятельности освобождены от применения контрольно-кассовой техники в случаях, закрепленных статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Так, контрольно-кассовая техника не применяется:

  1. Кредитными организациями.
  2. В устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.
  3. Организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).
  4. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:
  • продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
  • осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
  • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  • розничная продажа бахил.

5. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения*, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.

6. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

7. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

8. При оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9.  При осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

* парикмахерские и косметические услуги ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;ветеринарные услуги;проведение занятий по физической культуре и спорту;оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;услуги по прокату;розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;производство молочной продукции;товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

10.    Организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

11.    При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.                            

13. При осуществлении расчетов:

  • товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
  • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
  • домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

14. Индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.

II.   Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику на основании ч.3 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Перечень указанных местностей утверждён Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.01.2009 N 2 (ред. от 28.08.2018)"Об утверждении Перечня отдаленных или труднодоступных местностей (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), на территории которых организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники". С данным постановлением Вы можете ознакомиться пройдя по ссылке http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW251&n=10782&dst=#024940091019605826

III. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, вправе  применять контрольно-кассовую технику в режиме офлайн на основании ч.7 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Перечень указанных местностей утверждён Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.01.2017 N 19 (ред. от 25.09.2018)"Об утверждении Перечня местностей, удаленных от сетей связи, на территории которых пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных". С данным постановлением Вы можете ознакомиться пройдя по ссылке http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW251&n=1639152&dst=#005366703256041239

IV. Согласно Федеральному закону от 06 июня 2019 года № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление отсрочки применения контрольно-кассовой техники до 1 июля 2021 года для категории индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, при оказании услуг, выполнении работ, реализации товаров собственного производства.

Указанный закон не предусматривает отсрочку применения контрольно-кассовой техники для индивидуальных предпринимателей, организаций в сфере торговли или общепита.

V.Законодательством Российской Федерации предусмотрено право на возмещение расходов на приобретение контрольно-кассовой техники. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 года  № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2018 индивидуальные предприниматели имеют право на налоговый вычет за онлайн-кассу. Вычесть расходы на онлайн-кассу из суммы налога разрешено индивидуальным предпринимателям, которые применяют патентную систему налогообложения или платят единый налог на вмененный доход.

Вернуть, таким образом, получится до 18 000 рублей на каждую кассу. В эту сумму может входить не только стоимость самой контрольно-кассовой техники: можно учесть расходы на покупку фискального накопителя, необходимых программ, услуг по настройке и прочие затраты на приведение техники в рабочий режим.

При возникновении дополнительной информации касающейся применения контрольно - кассовой техники, Вы можете обратиться в отдел оперативного контроля  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г.Чите  по телефону 32-39-97.