Вопрос бизнес-защитнику: ответственность предпринимателей за нарушение посетителями масочного режима

16 Октября

Вопрос: Могут ли меня, как предпринимателя, оштрафовать за то, что посетитель нарушает масочный режим, отказывается надеть маску или надевает неправильно?

Ответ: Привлечь организацию или ИП за нарушение правил, установленных федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, в том числе, если не соблюдался масочный режим, могут по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». Однако ответственность наступает только в том случае, если установлена вина (ч.1 ст.1.5 КоАП РФ). Таким образом, хозяйствующим субъектам нужно принять все необходимые меры по соблюдению установленных норм.  

Минпромторгом России в письме от 11.05.2020 N ЕВ-32091/15 «О Методических рекомендациях Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах РФ» даны рекомендации не привлекать магазины к ответственности за нарушение посетителями обязательного «масочного режима», если магазин принял все меры по недопущению нарушения, а именно:

- размещать на территории торговых объектов, в том числе при входе, в торговом зале, печатные информационные материалы о введении режима обязательного ношения средств индивидуальной защиты;

- осуществлять трансляцию аудио- и видеоматериалов о введении режима обязательного ношения СИЗ в торговых залах и об ответственности за нарушение данных требований;

- обеспечивать сотрудников организации торговли СИЗ (маски, перчатки);

- организовывать проведение инструктажей персонала и тренингов по порядку действий в отношении посетителей торгового объекта, в том числе нарушителей режима;

- проводить проверку технического состояния и работоспособности средств экстренного вызова при их наличии, определять способы и средства оперативного взаимодействия представителей организаций торговли с представителями органов внутренних дел.

- при наличии заинтересованности налаживать сотрудничество с местными производителями на поставку средств индивидуальной защиты, в том числе масок;

- при наличии в продаже масок организовывать их реализацию посетителям с соблюдением санитарных норм и правил;

- не допускать обслуживание клиентов, нарушающих масочный режим.

При обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего средства индивидуальной защиты, представитель организации торговли должен сообщить ему о необходимости соблюдения обязательных требований и ответственности за их нарушение. В случае, если посетитель не соглашается соблюдать требования, нарушает их, в том числе заходит на территорию объекта торговли без маски, представитель организации вправе вызвать сотрудников полиции для пресечения нарушения.

Таким образом, если хозяйствующий субъект принимает все зависящие от него меры, соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил и даже, если покупатель снимет маску в то время, когда находится в помещении магазина, то оштрафовать его не могут, так как вины магазина в этом не будет.