Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новая версия доступна по адресу https://ombudsmanbiz.75.ru/

Развитие парламентаризма посредством диалога власти и бизнеса

В современном мире взаимоотношения предпринимательского сообщества и органов государственной власти являются сектором приоритетного внимания со стороны государств с экономикой рыночного типа. Общая тенденция эволюции отношений бизнеса и власти превратила первый в органическую составляющую гражданского общества, которая в значительной мере работает на благо социума (Сигарьева Л.В. Органы государственной власти и предпринимательское сообщество: оптимальные механизмы взаимоотношений // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. С. 238—242). Механизмы взаимоотношений предпринимательского сообщества и органов государственной власти направлены на принятие согласованных решений по основным политическим и социально-экономическим проблемам общественного развития.

Главным механизмом оптимизации отношений стал процесс ассоциирования бизнеса, в основе которого лежит заявление В.В. Путина о том, что представители крупного бизнеса могут официально лоббировать свои интересы, участвовать в подготовке тех или иных документов, разрабатываемых в Государственной Думе и Правительстве Российской Федерации, только при условии объединения в корпоративные ассоциации и соблюдения достигнутых договорённостей (Неймышева Н., Рожкова М., Германович А. Полюбовно В. Путин договорился с олигархами // Ведомости. 2001. 25 янв.).

К настоящему времени сформировалось множество ассоциаций бизнеса, соединивших представителей предпринимательского сообщества разных уровней. Наиболее крупные и распространённые из них, имеющие обширную сеть региональных отделений по всей стране, так называемая «Большая четвёрка» — это Деловая Россия, РСПП, «Опора России» и ТПП, показанные в таблице. Они имеют статус общественных организаций, и занимаются репрезентацией во властных структурах интересов своих членов. Они представляют разные уровни бизнеса и разные отрасли экономики.

Важнейшими задачами данных объединений являются:

1. выстраивание равноправных и конструктивных отношений между бизнесом и государством;

2. самоорганизация делового сообщества и организация его влияния на федеральный и региональный уровни власти;

3. подготовка проектов законодательных актов, призванных создать благоприятные условия для предпринимательства, в частности, и экономического развития страны в целом;

4. улучшение деловой среды при условии баланса интересов общества, власти и бизнеса;

5. участие в реализации приоритетных национальных проектов;

6. активизация деятельности по формированию социальной ответственности и позитивного имиджа российского предпринимательства.

Объединение предпринимателей в ассоциации дало возможность государству при помощи ассоциаций направлять деятельность крупных экономических субъектов в соответствии с задачами государственного управления в области экономических отношений.

Система взаимоотношений предпринимательского сообщества и органов государственной власти предполагает наличие различных форм, методов и объектов лоббирования бизнесом своих интересов.

Распространённым и приемлемым способом продвижения своих интересов является для предпринимателей консолидация усилий и финансовых ресурсов с целью введения своих представителей в органы публичной власти.

Таблица

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Российский союз промышленников и предпринимателей

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»

­– Создана в 2002 г.

– 103 отраслевых союза, ассоциации и гильдии.

– Более 400 тысяч представителей МСП

– в 1993 г. принят закон «О торгово-промышленных палатах РФ».

– Более 200 союзов, ассоциаций.

– Около 50 тысяч предприятий и организаций.

– Основан в 1990 г.

– Свыше 320 тысяч представителей промышленных, научных финансовых и коммерческих организаций.

– Создана в 2001 г.

–38 отраслевых отделений.

– Более 3 тыс. предприятий.

Так, по данным сайта rbk.ru на парламентских выборах в 2016 году на «Единую Россию» средства пожертвовали 619 юридических лиц. Эта цифра стала рекордной за все годы: в 2015 году на партию пожертвовали средства 375 юрлиц, а в год прошлых парламентских выборов партии помогли 132 компании.

В настоящее время ассоциации предпринимательского сообщества используют и другие виды представительства своих интересов в органах государственной власти. Одним из них является система прямого представительства в законодательных и исполнительных органах власти. Так, по данным сайта rbk.ru в Государственной Думе 7 созыва из 449 депутатов у 105 человек есть бизнес или доля в бизнесе. Это обстоятельство ещё раз подтверждает тенденцию к увеличению активности крупного бизнеса в законодательных органах, причиной чему является желание, таким образом, защитить себя от усиления государства в диалоге «власть—бизнес».

Также часто используемый вид воздействия на власть — озвучивание интересов путём официального и открытого привлечения внимания общественности и представителей власти к наиболее важным проблемам бизнеса — выступления в СМИ по важным вопросам, обсуждение своих позиций при участии в рабочих группах, круглых столах, конференциях, встречах с первыми лицами и т.п.

Так, например, представители бизнеса Забайкальского края являются членами Экспертного совета Законодательного собрания края, Инвестиционного совета при Губернаторе, Совета по развитию предпринимательства города Читы, где формулируются инициативные предложения по различным вопросам бизнеса.

В такой системе взаимоотношений, предусматривающей использование различных диалоговых площадок власти и бизнеса, интересы предпринимательского сообщества освобождаются от груза теневых отношений и негативной окраски. О своих интересах предприниматели могут заявлять открыто.

Процесс формирования оптимальных условий для создания механизмов устойчивого и цивилизованного взаимодействия власти и бизнеса был усилен Президентом Российской Федерации путём введения в 2012 году государственной должности  Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Он учреждён в целях развития предпринимательства, обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных субъектов предпринимательской деятельности, их соблюдения органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, а также в целях снижения административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности. Деятельность бизнес-омбудсмена призвана способствовать, в т.ч. совершенствованию законодательства в сфере предпринимательской деятельности путём направления мотивированных предложений.

В настоящее время руководители наиболее крупных и активных общественных и бизнес-объединений входят в состав Общественного совета при Уполномоченном. К ним относятся: региональные отделения «Большой четвёрки» («Опоры России», «Деловой России», РСПП и ТПП), Забайкальский союз предпринимателей, Ассоциация товаропроизводителей Забайкалья, Ассоциация автотранспортных предприятий «Читаавтотранс», Читинская региональная организация «Выпускники Президентской программы», Общественная палата Забайкальского края и др.

Предложения предпринимательских объединений, оформленные рекомендациями Общественного совета, направляются в органы государственной власти для уч1та мнения бизнес-сообщества при дальнейшей реализации государственной политики. Так, в вопросе кратного роста тарифов на теплоснабжение в 2016 году было направлено мотивированное обращение в адрес Губернатора Забайкальского края о необходимости приостановления данного решения и его пересмотре, а при установлении налога на имущество физлиц — о необходимости проведения оценки фактического воздействия данного решения на предпринимательский климат. Направленные предложения Общественного совета при Уполномоченного по защите прав предпринимателей получили поддержку.

Одним из механизмов, направленных на участие бизнеса в формировании правовой среды, выступает институт оценки регулирующего воздействия проектов актов, проектов поправок и действующих актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, за 2017 год на оценку регулирующего воздействия было вынесено 53 нормативных правовых актов и их проектов.

Участвуя в процедуре оценки регулирующего воздействия, бизнес имеет возможность влиять на принятие нормативных актов, их изменения и отмену, направляя свои аргументированные замечания и предложения.

По направлению участия в реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченный по защите прав предпринимателей активно взаимодействует с законодательным Собранием Забайкальского края.

Одна из форм взаимодействия — участие в заседаниях Совета Законодательного Собрания Забайкальского края по актуальным для бизнеса вопросам в целях трансляции консолидированного мнения бизнеса по тепе повестки дня (например, по вопросу роста тарифов на тепловую и электрическую энергию, топливо). Также к формату взаимодействия можно отнести проведение совместных диалоговых площадок по проблемным вопросам бизнеса (строительная сфера, сфера сельского хозяйства, налогообложение) с приглашением представителей бизнес-сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, в конце 2017 года при активном содействии депутатского корпуса Законодательного Собрания был запущен механизм пересмотра решений органов местного самоуправления в целях снижения ставки налога на имущество физлиц и улучшения положения предпринимателей.

Заинтересованность в усилении взаимодействия с бизнес-сообществом в целях развития парламентаризма очевидна, в связи с чем возможными форматами, по мнению Уполномоченного, могут быть следующие:

- Организация регулярной диалоговой площадки между депутатским корпусом и бизнес-сообществом для обсуждения изменений законодательства, предложений и инициатив, затрагивающих интересы предпринимателей;

- Расширение практики совместных выездных заседаний по актуальным вопросам с привлечением предпринимателей районов края;

- Направление проектов региональных и федеральных законов, затрагивающих интересы предпринимательского сообщества, Уполномоченному по защите прав предпринимателей для подготовки мотивированного заключения и последующее участие бизнес-омбудсмена в заседаниях профильных комитетов.

Таким образом, диалог бизнеса и власти, в ходе которого обсуждаются наиболее сложные вопросы экономического, политического и иного характера, способствует развитию парламентаризма, дополняя и обогащая его новыми инструментами и подходами.

В. В. Бессонова
кандидат юридических наук, доцент,
Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Забайкальском крае,
г. Чита, Россия