Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новая версия доступна по адресу https://ombudsmanbiz.75.ru/

Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей как источник, содержащий информацию о системных проблемах бизнеса и предложениях по их решению

Статья посвящена анализу доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Раскрывается информационное наполнение доклада и основные системные проблемы бизнеса.

Ключевые слова: Уполномоченный по защите прав предпринимателей, системные проблемы, механизм защиты.

Одним из наиболее значимых направлений взаимодействия бизнес-омбудсмена региона с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титовым является работа по системным проблемам, решение которых требует изменения федерального законодательства. Взаимодействие по данному направлению реализуется путём направления предложений для включения в ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации по конкретным системным проблемам, сформулированным, исходя из жалоб и иных обращений предпринимателей, по которым Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае (далее —  Уполномоченный) велась работа в течение предшествующего года (ст. 13 Закона Забайкальского края «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае»).

Так, в 2017 году бизнес-защитником в крае выявлены и изложены в ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного следующие системные проблемы:

- в сфере тарифообразования бизнес-защитник отметила, что отсутствие обязанности по проведению оценки регулирующего воздействия правовых актов об установлении тарифов негативно влияет на защиту прав предпринимателей в указанной сфере, а также приводит к необоснованному росту тарифов без обеспечения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей. Кроме того, сохраняется проблема перекрёстного субсидирования и включения в тарифы выпадающих доходов, обязанность по возмещению которых возложена на бюджеты субъектов РФ;

- в сфере контрольно-надзорной деятельности Уполномоченный отметила целый ряд проблем: документарные внеплановые проверки в рамках Закона № 294-ФЗ не подлежат согласованию с органами прокуратуры, за совершение многоэпизодного административного нарушения наказание назначается путем сложения сумм штрафов по каждому проступку. Кроме того, выявлены случаи осуществления дублирующего надзора за соответствием действующему законодательству;

- в сфере земельных отношений Уполномоченный отметила, что установленный федеральным законом срок рассрочки оплаты приобретаемого покупателем государственного или муниципального имущества не отвечает интересам субъектов малого и среднего бизнеса и его необходимо увеличить;

- в сфере государственных и муниципальных закупок Уполномоченный указывала на необходимость предусмотреть в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» нормы, исключающие возможность указания наименования объекта закупки как «приобретение в собственность здания», притом, что здание будет создано в будущем. Подобное некорректное наименование закупки вводит в заблуждение участников тендера, из-за чего закупка проходит на безальтернативной основе (контракты заключаются с единственным участником торговых процедур, поскольку сформировать подходящее предложение можно только заранее договорившись с заказчиком), соответственно, снижения цены не происходит, и нарушается законодательство о конкуренции;

- в сфере налогообложения бизнес-омбудсмен отметила, что уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления зачастую устанавливают ставки налогов без учета фактической способности налогоплательщиков к уплате налога, а отсутствие обязанности по проведению оценки регулирующего воздействия правовых актов об установлении налогов приводит к установлению экономически необоснованных налогов, существенно увеличивающих налоговую нагрузку на бизнес. Кроме того, Уполномоченный сообщила о проблеме при переходе малого бизнеса на общую систему налогообложения: за счет повышения стоимости на величину НДС он перестает быть конкурентоспособным по цене на свой товар. В то же время, крупные торговые сети не могут получить вычет по НДС, если приобретают товар у лиц, не являющихся плательщиками НДС, что уменьшает размер получаемой прибыли при реализации товара конечному потребителю;

- в сфере природопользования Уполномоченный указала, что существует правовая неопределенность в вопросе получения земельного участка в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых, так как наличие действующей лицензии на изучение, разведку и добычу полезных ископаемых не предоставляет право пользования земельным участком. Это приводит к тому, что органы государственной власти и местного самоуправления могут предоставить земельный участок не владельцу лицензии, а другим пользователям;

- в сфере торговли Уполномоченный отмечала проблему вытеснения мелких торговцев из населенных пунктов, в которых открываются магазины крупных торговых сетей, поскольку они становятся неконкурентоспособными;

- в новых сферах, связанных с внедрением системы ЕГАИС и онлайн-ККТ, Уполномоченный указывала на несогласованность требований к численности населенных пунктов, в которых отсутствует точка доступа к интернету для целей ЕГАИС (3 000 жителей) и для целей ККТ (10 000 жителей). Кроме того, освобождение предпринимателей в отдаленных от сетей связи местностях от обязанности передавать фискальные документы в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных не освобождает их от применения ККТ, притом, что в данном случае не обеспечивается реализация основой цели закона – получение своевременной информации об осуществленных расчетах.

Информация о данных системных проблемах с указанием возможных путей их решения в 2017 году направлялась в адрес федерального бизнес-омбудсмена.

Важным результатом проделанной в этом направлении работы в прошедшем году представляется включение следующих предложений забайкальского бизнес-омбудсмена в доклад Президенту:

- предусмотреть в Земельном кодексе Российской Федерации возможность продления уже заключенных договоров аренды земельных участков для арендаторов, ранее получивших право на заключение договора аренды на торгах;

- исключить привлечение к административной ответственности должностных лиц организаций одновременно с юридическими лицами, сотрудниками которых они являются (ответственность должно нести виновное лицо);

- расширить режим «надзорных каникул» на все виды контроля и надзора, на которые каникулы в настоящее время не распространяются, продлить мораторий и распространить его также и на средний бизнес;

- усилить ответственность и расширить состав административной ответственности должностных лиц при осуществлении контроля и надзора, поскольку существующие инструменты защиты прав предпринимателей от необоснованного административного воздействия и система наказания за такие нарушения неэффективны;

- внести в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» изменения, нормативно закрепив единую экономически обоснованную методику расчетов нормативов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды;

- закрепить в пункте 42(1) правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», норму о расчете размера оплаты услуг теплоснабжения по показаниям индивидуальных приборов учета, в случае если в многоквартирном доме жилые помещения (квартиры) не оборудованы индивидуальными приборами учета отопления, а нежилое помещение – оборудовано;

- предоставить судебным приставам право на поощрение из средств исполнительского сбора в зависимости от своевременности и качественности исполнения приставом-исполнителем комплекса обязанностей, возложенных на него законодательством об исполнительном производстве;

- ввести административную ответственность для должностных лиц ФССП, ответственных за проведение исполнительных действий и взаимодействие с взыскателями;

- снизить требования к арендаторам лесных угодий, предусмотренные действующим законодательством, ограничить возможности предоставления лесных угодий в пользование государственным и муниципальным учреждениям, созданным в сфере лесопользования, на законодательном уровне закрепить процедуру получения согласия органов государственной власти на заключение договора субаренды участков лесного фонда, установить объективные критерии для отказа в получении такого согласия;

- внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 393.3 и 393.6 Земельного кодекса Российской Федерации в части разработки и утверждения схем размещения НТО в муниципальных образованиях.

Указание Уполномоченным на сохраняющуюся нацеленность контрольно-надзорной деятельности на наказание, а не на предупреждение и предотвращение вреда, а также на несоразмерность наложенных штрафов характеру совершенного правонарушения в Докладе получили свое отражение в виде решений сократить размер административных штрафов для субъектов бизнеса в 2 раза в случае их добровольной уплаты по аналогии со штрафами ГИБДД, и ограничить административные расследования.

Указание на дублирование функций и разрозненность действий контрольно-надзорных органов отражено в Докладе в виде решения органам исполнительной власти создать и разместить в открытом доступе в сети интернет Единый реестр требований для предпринимателей с последующим внедрением принципа «нет требования в Едином реестре требований – нет штрафа».

Указание на сложности с передачей данных при использовании системы ЕГАИС в связи с низким качеством сети Интернет описано в Докладе с решением увеличить сроки фиксации в ЕГАИС отгрузки и закупки по накладной, обработки информации, поступающей от организаций оптовой и розничной торговли алкогольного рынка, в случае недоступности системы ЕГАИС.

Указание на низкую степень сотрудничества торговых сетей с местными товаропроизводителями, в следствие чего малые и средние производители потребительских товаров и продуктов питания лишены каналов сбыта своей продукции, нашло своей отражение в Докладе в виде решения внести изменения в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования организации ярмарок.

Таким образом, ежегодные доклады Уполномоченного по защите прав предпринимателей могут являться своеобразной «дорожной картой» улучшения предпринимательского климата региона.

Описанные в докладе системные проблемы бизнеса базируются на реальных условиях ведения предпринимательской деятельности в регионе. Каждая из них — это существенное препятствие для развития, а иногда и вовсе для продолжения деятельности в отдельных сфера бизнеса. Выявляя и анализируя данные системные проблемы, Уполномоченный по защите прав предпринимателей последовательно разрабатывает предложения по их решению. Вместе они представляют собой действенный инструмент совершенствования механизма государственной защиты бизнеса при условии реагирования на них на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В. В. Бессонова,
кандидат юридических наук, доцент,
Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Забайкальском крае,
г. Чита, Россия